Версия сайта для слабовидящих Обычная версия сайта
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения
Home Готовим ребенка к детскому саду

Как ребенок воспринимает социальный мир

Вопрос о роли социальной среды в психическом развитии ребенка по-прежнему, как и сто лет назад, является ключевым в психологии развития, а понятие среды – одним из центральных понятий.

 

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

1.  Первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

2. Максимальной возрастной чувствительностью в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

3. Длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

 

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный опыт».

 

С приходом в дошкольное учреждение ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. И уже не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случае семья остается для ребенка первой опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам. На основе родственных отношений с близкими людьми ребенок начинает осваивать правила общественной жизни, вступать во взаимоотношения с расширенным социумом, впервые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семейной группе, ее историческим корням, традициям и обычаям.

 

Социальная среда – накопленный социокультурный опыт исторического развития человеческого рода. Это новая форма накопления – внешняя. Психическое развитие ребенка осуществляется через присвоение культурного опыта, т.е. через воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств и способностей в сотрудничестве и общении с взрослым как носителем такого опыта.

 

Социальная среда выступает не просто как внешнее условие, а как подлинный источник развития ребенка, поскольку в ней содержатся те материальные и духовные ценности, которые воплощают способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.