Версия сайта для слабовидящих Обычная версия сайта
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения
Home Коллегам - дошкольникам

Скачать - Рекомендации педагогам-психологам по работе с гиперопекающими,тревожными и отвергающими матерями

Управление качеством образования в дошкольных

учреждениях кратковременного пребывания детей.

Басс О.Б., заведующий

______В настоящее время в связи с социально-экономическими, политическими, демографическими переменами, протекающими в обществе, перед образованием выдвигаются качественно новые общественные цели и задачи. Образование сегодня выступает как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения его безопасности и устойчивого функционирования. В этих условиях возрастает значимость проблемы эффективности и качества образования.

______Модернизация в сфере дошкольного образования затронула ряд аспектов: возникли новые виды дошкольных образовательных учреждений, разработано большое количество комплексных и парциальных образовательных программ, происходит апробация новых методов и форм работы, введены в действие Федеральные государственные требования и т.д.

______Следовательно, сложившаяся ситуация в области дошкольного образования обуславливает необходимость подготовки педагогов и руководителей к управлению качеством образования, которое является одним из важных факторов, способствующих удовлетворению потребностей и ожиданий различных социальных групп населения в качественном обучении, воспитании и развитии, обеспечению прав ребёнка на полноценное образование, сохранению единого образовательного пространства.

______Анализ программно – методического обеспечения дошкольных учреждений и групп кратковременного пребывания показал, что разработана и введена в действие Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст (под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой); пособие  «Группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста» (под ред. Т.М. Бабуновой); практическое пособие «Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ» (под ред. Т.А. Данилина и В.Я. Зедгенидзе) и т.д.

______Одним из условий управления качеством образования в дошкольном учреждении кратковременного пребывания является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства.

______Многие специалисты отмечают трудности в управлении качеством образования в группах кратковременного пребывания детей. Во многом это связано с трудностями процессов и явлений образовательного процесса. Нельзя однозначно определить цели, спрогнозировать ожидаемый результат, спроектировать деятельность, позволяющую в установленные сроки добиться определенного уровня интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития  каждого ребенка. Однако именно поэтому велика роль управления качеством образования.

Социально – личностное развитие дошкольников

средствами театрализованной деятельности.

Арсланова Г.Т., руководитель театрализованной студии «Сказка»

______Проблема социально - личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является.

______Становление индивидуальности ребенка, его «я» начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания собственных интересов и предпочтений. Сформировать опыт навыков социального поведения, умение отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам позволит участие детей в театрализованной деятельности. С целью развития индивидуальных способностей и социальной уверенности детей посредством театрального искусства в МАДОУ «Детский сад № 71 «СОМик» год назад была создана театральная студия «Сказка». Задачей данного проекта является формирование у детей позитивного отношения к своему «я», сверстникам и другим людям посредством театрализованной деятельности. Для работы студии в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия: эстетично оформленный музыкальный зал; театральная ширма; сценический подиум; костюмерная с разнообразными костюмами и предметами одежды для перевоплощения и создания образов детьми; зеркала; предметы быта и т.д.

______Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они независимо от возраста замечательные, талантливые маленькие актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Задача руководителя театрализованной студии – увлечь ребенка, продолжить игру, дать возможность каждому малышу сделать что-то по-своему. Важно проявить партнерскую позицию – только тогда игра постепенно превращается в настоящий спектакль. Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу каждого ребенка, помогает сочувствовать персонажам и сопереживать происходящим событиям. У детей дошкольного возраста развивается коммуникабельность, умение сотрудничать, чувство коллективизма, сопричастность к общему делу, ответственность.

Социальная адаптация детей к дошкольному

учреждению кратковременного пребывания.

Хаджимуратова А.Р., педагог-психолог

______Проблема адаптивности и социализации в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируются на психо – физиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.

Работа в детском саду требует  творческого и индивидуального подхода. Наш детский сад кратковременного пребывания детей с 2,5 лет до 7 лет. Особое значение в детском саду придается решению задачи обеспечения эмоционального благополучия детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников. Большое внимание уделяется социальной адаптации детей. Прием детей осуществляется на протяжении всего года.

______Основными задачами деятельности педагога – психолога  в  детском саду кратковременного пребывания детей являются:

формирование положительного настроя детей и родителей (законных представителей);

снижение эмоционального напряжения и тревоги;

просвещение родителей (законных представителей)  по вопросам подготовки детей к посещению массового дошкольного учреждения;

актуализация знаний педагогических работников о возрастных особенностях детей;

снятие эмоционального напряжения у педагогических работников и родителей (законных представителей).

Для установления тесной связи между семьей и детским садом проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, где выявляются условия жизни, режима, воспитания ребенка в семье, особенности развития и поведения. Родителям предоставляется возможность совместного пребывания с ребенком в дошкольном учреждении.

Дать положительный эмоциональный заряд и  обеспечить комфортное состояние детей помогают специально подобранные разнообразные игры и игровые упражнения. Такие как хороводные подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально - ритмические движения с речевым сопровождением, релаксационные упражнения, игровые тренинги т.д.

______Адаптационный период -  один из самых сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребенка. От того, как он будет протекать, зависит формирование основных новообразований этого возраста.

Формирование доверительных отношений с педагогическими работниками, налаживание положительных взаимоотношений в группе сверстников, развитие самостоятельности и эмоционально-комфортного состояния ребенка – результат благополучного прохождения процесса адаптации к дошкольному учреждению и последующей социализации малыша.